Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Муниципальный район Иглинский район Республики Башкортостан

Алаторка: село, основанное стрельцами

4 Ноября 2020
8
0

Представления о малой родине у каждого свои, неповторимые. Вот как говорит об этом Татьяна Парфенова из села Алаторка: - Все в жизни начинается с малого. В детстве наш кругозор и наши интересы малы, и нас окружает наша малая родина. Мы растем, растут наши интересы, расширяется кругозор. И только малая родина остается неизменной. В общем-то, я согласна с таким утверждением: действительно, детские впечатления о родном крае, чистые, ничем не замутненные, а потому особенно дорогие, живут в нас всю жизнь. Но хочется продолжить: по мере взросления чувство принадлежности к малой родине разрастается до осознания своей причастности к Родине большой, той, которую мы зовем еще Отчизной. И вот это - большое в малом и малое в большом - живет в нас постоянно.

Немного о связи времен

4 ноября вы отмечаем День народного единства. История праздника восходит к 1612 году, когда Москва была освобождена от польских интервентов. 

После прекращения династии Рюриковичей единое русское государство распалось. Московское государство переживало глубокий кризис. К власти рвались многочисленные самозванцы. В Кремле хозяйничали поляки. Недаром ту эпоху называют Смутным временем. После призыва патриарха Гермогена встать на защиту своей земли, своей веры, изгнать польских захватчиков, началось патриотическое движение за освобождение. Князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин собрали народное ополчение, в которое вошли люди всех сословий и вероисповеданий, принадлежащих к разным народам, населяющим эту землю. 4 ноября 1612 года поляки были изгнаны из Москвы. На штурм Китай-города, где обосновался враг, ополчение шло с иконой Казанской Божией Матери.

Так, общими усилиями победив внешнего врага и прекратив внутренние конфликты, началось возрождение российского государства. В 1613 году избранный Земским Собором Михаил Федорович Романов положил начало царской династии Романовых, которая правила страной до 1917 года.

В Москве, на Красной площади, был воздвигнут в честь победы Казанский собор. В 1649 году царь Алексей Михайлович издал указ о государственном празднике 4 ноября. Он стал днем благодарения иконе Казанской Божией Матери, которая помогла победить врага. Праздник отмечался в России до революции 1917 года. 

Прошло время, и страна забыла об этой славной дате до 2005 года, когда была возвращена традиция, а праздник был назван День народного единства.

А вот в Алаторке, на малой родины Татьяны Парфеновой, 4 ноября всегда продолжал оставаться праздничным. Дело в том, что в начале XX века в селе была освящена церковь в честь иконы Казанской Божией матери, а потому осенняя Казанская была здесь престольным праздником. Если говорить современным языком, это что-то вроде праздника села, а вернее, прихода - сел и деревень, жители которых являются прихожанами этого храма. 

В этом году Алаторке исполнилось 300 лет. И наверное, День народного единства будет самым подходящим временем, чтобы поздравить село и его жителей с юбилеем.

Юбилей села всколыхнул память его жителей. И хотя широко отметить праздник нынче не получилось из-за ограничений, связанных с эпидемией коронавируса, жителей села это событие, а также 75-летие Великой Победы сподвигло вновь погрузиться в историю. Новые совместные изыскания начали Татьяна Парфенова и Лариса Мисюля.

Татьяна Григорьевна относится к коренным жителям Алаторки. Здесь жили ее предки с момента основания села. Предания о родных местах она слышала с детства, но по-настоящему заинтересовалась историей благодаря своим детям. Выполняя школьные задания, они спрашивали ее об истории рода. А как расскажешь о предках без того, чтобы не вспомнить прошлое села? И Татьяна Григорьевна, экономист по образованию, окунулась в историческую науку, стала изучать архивные документы, обращалась к соседям-старожилам. Да так увлеклась, что занимается этим до сих пор.

Лариса Мисюля - художественный руководитель Алаторского сельского Дома культуры. В Алаторку она попала после замужества, когда ее семья выбрала это село для места жительства.

Но вот здесь начинаются чудеса, а потому пришла пора вспомнить, как говорили на древней Руси, «откуда есть пошла» земля алаторская. А пошла она из города Алатыря, который сегодня находится в Чувашской республике. Стрельцы-переселенцы из этого города основали три века назад Алаторку. И Лариса Валерьевна родом как раз из алатырских мест, из села Порецкое. Получается, уехав за сотни километров от родного дома, она оказалась среди земляков. 

Как известно, в сельской местности организация всех культурные мероприятий ложится на плечи работников клубов. Вот и Лариса Валерьевна, занимаясь подготовкой праздников, особенно таких, как День Победы, День пожилых людей, исторических дат, касающихся населенных пунктов сельсовета, знакомилась с жителями, с историей края. И на сегодняшний день она знает об Алаторке, наверное, почти столько же, как и местные жители.

О первых поселенцах

Алаторка была основана стрельцами Прокофьевым и Рябовым, которые были переведены, или, как говорили, сосланы из г. Алатырь в 1720 году и приобрели по купчей, датированной 1720 годом часть вотчинной земли у башкир Кубовской волости Сибирской дороги. С этой информацией можно ознакомиться в «Адрес-календаре памятных дат Башкирии», опубликованном в 2010 году.

- Но еще до интернетов у нас всегда знали, что Алаторка основана стрельцами из г. Алатырь. Бабушка Степана Михайловича Рябова – Анастасия Гордеевна рассказывала своим внукам, что первые поселения были в районе улицы Алаторской. У нас и сейчас находят здесь старинные деньги петровских и более поздних времен. Я сама пятак медный находила, - рассказывает Татьяна Парфенова.

Обратимся к истории и вспомним, кто же такие стрельцы? 
Стрельцы в Русском государстве появились в XVI веке. Это было первое постоянное войско, обычно пехота, вооруженная огнестрельным оружием. Первоначально стрелецкое войско формировалось из добровольцев, к которым предъявлялись определенные требования. Их набирали «из «гулящих» людей: «не тяглых, и не пашенных, и не крепостных», «молодых и резвых и из самопалов стрелять гораздых». Особенностью этого войска было то, что стрельцы жили семьями, своим домохозяйством, в свободное от службы время занимались торговлей, ремеслами и т. д. Их служба государю стала постепенно наследственной, т. е. их дети, внуки также становились стрельцами. Минусом стрелецкого войска было то, что здесь не было систематического строевого обучения.

Предки первых алаторских поселенцев относились к «украинным» стрельцам, т. е. к войскам пограничных городов. Именно таким был город Алатырь, основанный по приказу царя Иоанна Грозного в 1552 году, во время его похода на Казань.
Стрелецкое войско существовало до петровской эпохи. Но Петр I еще в начале своего царствования задумал преобразовать нерегулярное стрелецкое войско в регулярную современную армию. Это решение царя укрепили стрелецкие бунты. Стрельцы начали участвовать в политических процессах, противостояли многим нововведениям Петра I. Процесс преобразования армии подходил к завершению в 1720-х годах.

- Возможно, процесс расформирования стрелецкого войска стал причиной того, что алатырские стрельцы Прокофьевы и Рябовы купили земли, где мы сейчас живем, - говорит Татьяна Григорьевна.

Историю села Алаторка исследовал также краевед Александр Барановский. Его предки, Петинцевы, также проживали в этом селе до начала XX века. Его большая работа была опубликована в 2016 году в газете «Истоки», а позже с разрешения автора перепечатана в газете «Иглинские вести». Приведем выдержки из этой статьи.

«Алаторка была основана на вотчинных землях башкир Кубовской волости в 1720 году сосланными стрельцами – Прокофьевым и Рябовым. Название деревни происходит от города Алатырь, откуда прибыли стрельцы. Деревня имела и другое название – Рождественское. 

Надо думать, у Прокофьева была достаточно большая семья. Эта фамилия до сих пор является самой распространенной в Алаторке. Затем появились Старухины, Тужиловы, Петинцевы, Веревочниковы. Жители Алаторки относились к сословной категории дворцовых крестьян, подчинялись Дуванейскому волостному приказу. Приказ находился в Государевых Дуванеях (в наше время – село Удельно-Дуваней Благовещенского района). Надо сказать, что факт перевода стрельцов в дворцовые крестьяне на территории местного края был далеко не единичным.

В 1797 году дворцовые крестьяне во всей России были преобразованы в разряд удельных крестьян. Полное официальное название звучало так: крестьяне, водворенные на землях государевых, дворцовых и удельных. Эти крестьяне жили на землях удельного ведомства, доходы с которых шли на содержание императорского семейства. Социально-правовое положение удельных крестьян было хоть и невысоким, но все-таки более завидным, чем положение помещичьих крестьян. Кроме того, реформой 1797 года вводились некоторые элементы крестьянского самоуправления». 

Совсем рядом с Алаторкой была еще одна деревенька удельных крестьян – Караганка. Александр Барановский перечисляет основные фамилии семей, которые здесь жили с момента основания деревни: Кобелевы, Калмацкие, Коневы, Горшуновы, Медведевы, Трапезниковы. 

В настоящее время Караганка слилась с Алаторкой. Место деревни точно указывает улица Караганская.

Вера Старухина. Газета "Иглинские вести"
Фото из архива Алаторского СДК.

  • Алаторка: село, основанное стрельцами